rss twitter facebook youtube instagram

Денис Журавский: «Для развития нужны «длинные деньги»

Денис Журавский: «Для развития нужны «длинные деньги»
06 • 02 • 2014 | Россия

Исполнительный директор НП «Ассоциация индустриальных парков» Денис Журавский уверен в перспективах развития индустриальных парков в стране, но при этом отмечает, что для реализации большого потенциала отрасли нужно решить целый ряд очень серьёзных проблем.

Интервью подготовлено редакцией журнала «Бизнес России» РСПП (http://businessofrussia.com)

 

– Как вообще возникла идея создания Ассоциации индустриальных парков? Какова основная цель этого объединения?

– Идея родилась в 2009 году. По причинам, связанным прежде всего с мировым финансовым кризисом, инициаторы и девелоперы индустриальных парков столкнулись с серьёзными проблемами и решили обратиться за помощью и поддержкой к правительству. Собрали первый Форум индустриальных парков, в котором приняли участие более 300 представителей индустриальных парков, руководящие работники Минпромторга и Минэкономразвития.

Нам удалось убедить представителей госструктур в большом потенциале индустриальных парков, в том, что это бизнес, реально повышающий инвестиционную привлекательность страны в целом.

Нас услышали, пообещали поддержку, но при этом поставили ряд условий. Прежде всего определить, что же это такое – индустриальный парк. Понятие это в то время было достаточно размытым. Необходимо было разработать стандарт, чётко определить критерии индустриальных парков. Только после этого разговор о господдержке мог быть по-настоящему предметным.

В 2010 году было принято решение о создании ассоциации в форме некоммерческого партнёрства с перспективой стать саморегулируемой организацией. И первой задачей Ассоциации индустриальных парков как раз стала разработка стандарта и сертификация индустриальных парков.

– Сейчас эта задача выполнена?

– Да. Отраслевой стандарт индустриальных парков разработан. В стандарте приведены конкретные требования к земельному участку, правовому статусу недвижимости, транспортной доступности, инженерной инфраструктуре.

То есть для инвестора становится совершенно понятным, в каком правовом поле предстоит работать. Как уже было сказано, в появлении этого стандарта были заинтересованы и соответствующие госорганы. Они получили конкретный «адрес» для оказания поддержки развивающимся индустриальным паркам. Всё чаще к нам обращаются инвесторы с вопросом, сертифицирован ли тот или иной промышленный парк в соответствии с нашим стандартом.

– С какими трудностями сталкиваются сегодня индустриальные парки в России? Соответственно, в какой поддержке они прежде всего нуждаются?

– Две ключевые вещи. Первое – инфраструктурные барьеры. Второе – финансирование.

Почему сейчас многие губернаторы или частные девелоперы пытаются под видом индустриального парка предлагать земли сельхозназначения? Потому что у них попросту нет денег, чтобы осуществить инженерную подготовку земли. Протянуть трубу, перенести ЛЭП, выровнять площадку, построить газораспределительную подстанцию… Всё это затраты. И немалые.

А ведь речь идёт о составляющих, причём обязательных, индустриального парка. Его главная идея заключается в том, чтобы для инвестора, который хочет построить завод, максимально сократить путь от принятия инвестиционного решения до запуска производства.

Отсюда две проблемы. Во-первых, на инфраструктуру нужны «длинные» деньги, потому что речь, как правило, идёт об инвестициях, которые окупятся лет через 10 в лучшем случае. Во-вторых, нужно учитывать объёмы финансирования. Примерно 1 млн долларов в 1 гектар нужно вложить, чтобы получился качественный, подготовленный индустриальный парк.

Средний размер индустриального парка – около 100 гектаров. То есть нужно вложить в один проект около 3 млрд рублей. Памятуя о том, что это инфраструктурные инвестиции, которые не скоро окупятся.

– Понятно, что нужны банковские продукты долгосрочные и с приемлемой процентной ставкой. Которых практически нет.

– Вот именно. Наша Ассоциация несколько лет занималась этим вопросом. Недавно Сбербанк при нашей поддержке запустил специальную финансовую программу «Новая индустриализация», включающую специальные продукты индустриальных парков и их резидентов. Срок кредитования по этим продуктам увеличен до 12 лет и льготная ставка предусмотрена. Снижена доля собственного участия. Но это лишь первый шаг, который поможет несколько смягчить проблему финансирования нашей отрасли.

Следующим логичным шагом должно стать субсидирование процентной ставки по кредитам, что позволит сделать индустриальные парки реально выгодным бизнесом, а не освоением бюджетных средств. Индустриальные парки – это отдельный вид коммерческой недвижимости. Хотя, конечно, специфический, сложный. Если процентную ставку по кредитам субсидировать, чтобы появилась экономика в проектах на 12–15 лет, тогда это заработает эффективно. Частные инвесторы увидят смысл инвестировать средства не только в «предпродажную подготовку земли», но и в промышленную инфраструктуру.

Вторая важная тема, как я сказал, – это инженерные сети, прежде всего энергетика. В большинстве индустриальных парков есть сложности с точками подключения к газу, электричеству. Речь идёт не только и не столько о финансировании. Вопрос в том, кто будет делать внешние сети.

Перекладывать решение проблемы на девелопера, на владельца индустриального парка – это значит «зашить» эти затраты в стоимость для конечного потребителя. Это снизит привлекательность проекта.

Поэтому мы хотим добиться от государства субсидий на инфраструктуру, но не внутрипарковую, а на внешние сети, которые потом останутся на балансе муниципалитетов и сетевых компаний.

При этом я не хочу сказать, что индустриальные парки сегодня полностью лишены поддержки. Есть, например, субсидия на развитие инфраструктуры, которую выделяет Минэкономразвития. Правда, речь там идёт только о парках для малого и среднего бизнеса. В прошлом году мы добились, чтобы в рамках этой программы субсидии смогли получать частные индустриальные парки.

Сегодня уже почти треть российских регионов имеет свои нормативные акты, касающиеся индустриальных парков. В соответствии с этими региональными законами индустриальным паркам предоставляются, например, определённые налоговые льготы…

– Это реальная помощь, но не решение основных проблем.

– Да, конечно. Сегодня мы очень большие надежды связываем с нашим сотрудничеством с Минпромторгом. Совсем недавно в рамках XII Международного инвестиционного форума «Сочи-2013» наша ассоциация провела круглый стол на тему «От индустриального парка к промышленному кластеру». Тогда же в Сочи между АИП и Минпромторгом России была достигнута договорённость о совместном участии в разработке подпрограммы по государственной поддержке индустриальных (промышленных) парков в рамках Государственной программы «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности». Одним из основных механизмов программы как раз должно стать субсидирование процентной ставки по кредитам для управляющих компаний индустриальных парков и их резидентов. Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров также поддержал предложение по разработке и утверждению в 2014 году Национального стандарта индустриального парка на основе существующего отраслевого стандарта.

Вообще, должен отметить, что сотрудничество АИП и Минпромторга развивается достаточно эффективно. И уже этот факт делает перспективы развития индустриальных парков в стране вполне реальными.