rss twitter facebook youtube instagram

11 проблем индустриальных парков

11 проблем индустриальных парков
05 • 02 • 2014 | Россия
Автор: Hubprom.ru

Структурированный список проблем развития индустриальных парков позволяет по новому взглянуть на ключевые проблемы конкуренции индустриальных проектов в различных регионах страны

Необходимость и перспективы развития новых индустриальных кластеров многократно обосновывались аналитиками и госчиновниками различного уровня, поэтому для нас на данном этапе важно вычленить основные проблемы, возникающие в процессе создания и развития индустриальных парков, технопарков и пр. Эти проблемы перечислены ниже.

 

Проблема 1. Создание инфраструктуры и ее господдержка

Необходимость опережающего создания инфраструктуры и соответствие ее требованиям будущих резидентов индустриальных парков очевидна для руководства каждого региона, но издержки на ее создание очень велики и зависят от большого количества факторов, каждый из которых является проблемой:

– недостаточная возможность финансирования создания инфраструктуры региональными бюджетами, которые перегружены кредиторской задолженностью, и фактическое сокращение финансирования федеральным бюджетом в 2014 году;

– продолжившийся в 2013 году рост себестоимости подключения к сетям и получения мощностей (несмотря на замороженные с 2014 года тарифы энергетиков) и сложности взаимодействия с монополистами (региональными энергетиками, РЖД, Газпромом), фактическое отсутствие современных автодорог;

– опасения большинства руководителей регионов, что площадки, подготовленные с точки зрения инфраструктуры, не будут оперативно распроданы. Опасения вполне обоснованы, учитывая уровень проработки, но разрывать этот «порочный» круг придется, иначе никогда не догнать те регионы, которые начали строить инфраструктуру и создавать сервисы до 2008 года.

 

Проблема 2. Налоговые преференции на федеральном и региональном уровне

Наличие самих по себе льгот и преференций в регионах и на федеральном уровне сформулировано, однако, многие законодательные акты чересчур запутаны, а в области субсидирования процентных ставок и прочих преференций царит анархия, как с точки зрения правового обеспечения, так и с точки зрения коррупционной ёмкости.

Аналогичная ситуация в законодательстве о государственно-частном партнерстве и региональном законодательстве о земле.

 

Проблема 3. Блок кадровых проблем

Кадры решают все, и нужно констатировать, что в самых разных сферах не хватает:

– предпринимателей, необходимых для организации не только самого производства, но и в области сервиса и организации продаж, тем более, что их в 2013 году стало меньше в результате нескольких реформ в области малого и среднего бизнеса;

– технических специалистов, представляющих себе современный уровень технологий и прошедших своевременную переподготовку;

– квалифицированных менеджеров, как в управляющих компаниях, так и в корпорациях развития регионов, последствием чего является небогатый ассортимент предложений с точки зрения правового и технического обеспечения проектов индустриальных парков, уж не говоря о продуманных с точки зрения рынков труда и сбыта проектах, предусматривающих build-to-suit для отраслевых групп инвесторов.

 

Проблема 4. Нет индустриальных парков для малого и среднего бизнеса

Особняком стоит проблема организации и инвестирования в создание индустриальных парков, предназначенных для субъектов малого и среднего бизнеса, у которого нет возможности выкупать земельные массивы и строить промышленные предприятия с «нуля». Востребованность современных площадей, обеспеченных услугами управляющих компаний велика почти во всех региональных центрах. Речь идет о компактно размещенных производственных блоках с площадями от 500 кв.м. в долгосрочную аренду, непосредственно прилегающих к границам региональных центров с учетом санитарно-защитных зон. Дефицит долгосрочного финансирования не позволяет предположить быстрого решения данной проблемы даже в самых развитых регионах страны.

 

Проблема 5. Отсутствие единого стандарта индустриального парка

Сертифицикация индустриальных парков, стандарты для которой согласовываются в недрах государственных органов, может стать проблемой в силу того, что и разработка и актуализация стандартов начнут буксовать в бюрократической машине. Хотя сама сертификация, в идеале, может отсечь все необеспеченные инфраструктурой и грамотной управляющей компанией проекты, что позволит структурировать рынок индустриальных парков и повысить его прозрачность для инвесторов и резидентов.

 

Проблема 6. Отсутствие проработанных схем привлечения резидентов

Недостаточно проработаны управляющими компаниями и корпорациями развития регионов схемы привлечения резидентов в индустриальный парк, как с точки зрения унификации механизмов долгосрочного финансирования, так и вариантов финансирования форвардных арендных договоров и BTS. На рынке отсутствуют типовые схемы привлечения резидентов, не готовых выкупать земельные массивы или производственные здания. Отсутствуют как на федеральном, так и на региональных уровнях типовые схемы финансирования производственных проектов, примеры правовых схем с комплектами договоров.

 

Проблема 7. Информация и реклама

Информационный обмен, создание максимально полного портфолио и сайта, постоянная его актуализация для индустриальных парков и корпораций развития регионов является на данном этапе одним из основных факторов продвижения на рынке, как на федеральном, так и на международном уровне. Но этим часто пренебрегают. Однако примеры Инвестиционного агентства Татарстана или КРКО говорят о необходимости не только участия в инвестиционных форумах, но и постоянного присутствия в интернет-пространстве.

 

Проблема 8. Проблема кризиса производственной активности

Очевидно, что в производственно активности наблюдается кризис и происходит падение спроса на внутреннем рынке, риск усиления «кризисных явлений» усилился в 2014 году.

 

Проблема 9. Проблема квазииндустриальных парков

Многие владельцы площадок или действующих крупных промышленных предприятий, на территории которых существуют незадействованные земельные участки, получают статус индустриальных парков с маркетинговыми целями или в надежде получить налоговые льготы и субсидии. А затем под этой вывеской появляются офисно-складские комплексы или свободные земельные участки, в лучшем случае, с  подключенными коммуникациями.

Проблема 10. Фактическое отсутствие длинных дешевых денег

Дешевые заемные средства необходимы для организации производства. Проблема, которая в обозримой перспективе не может быть решена без непосредственного участия государства, несмотря на созданные Сбербанком и Внешэкономбанком целевые программы. Именно поэтому последние годы производственные предприятия в России создаются западными компаниями, имеющими доступ к дешевым кредитным ресурсам.

 

Проблема 11. «Фишка», как главное условие конкурентоспособности

Конкуренция между корпорациями развития и индустриальными парками за новых резидентов переходит в новую фазу, в игру включаются новые «игроки», такие как Инвестиционный портал Ленинградской области или Министерство инноваций и инвестиций Московской области, и если для столичных регионов привлекательность создания промышленных объектов очевидна – это гигантсткий рынок сбыта, то для остальных возникает острая потребность в особых конкурентных преимуществах, «фишках», которые позволили бы получить резидентов.

«Фишкой» могут стать специализированные образовательные программы, примером являются Калининград (IT-парк), Татарстан (Смарт-сити), особые условия финансирования, как ПЛП Новосибирской области, или сложная схема участия резидентов в проекте, как например, в «А Плюс Парке» в том же Татарстане, предусматривающая BTS с отсрочкой платежей. Но в любом случае условием успеха является активное продвижение проекта на рынке.

 

Заключение

Каждый регион, совместно с федеральными ведомствами должен, наконец, определить для себя ключевые отрасли. При этом конкурентные преимущества того или иного региона должны быть смоделированы в применении к максимально широкому перечню отраслей, с учетом развития международного (глобального) рынка.

В идеале, для того, чтобы региональные индустриальные парки стали действительно востребованы, Минэкономразвития России или иные госорганы, отвечающие за стратегическое развитие промышленности в стране, должны были бы разработать несколько динамических программ развития, которые позволили бы:

– определить наиболее подходящие для каждого региона приоритетные отрасли или кластеры, что возможно только после опроса как бизнес-сообщества регионов, так и сбора статистических данных по широкому кругу (кадры, транспорт, энергетический баланс, источники сырья, рынки сбыта),

– в распределении производственных предприятий по регионам должны учитываться климатические факторы, фактор наличия отраслевого рынка труда и рынка сбыта, транспортные схемы региона и его место в федеральной транспортной системе,

– в режиме реального времени необходимо отслеживать изменения вышеуказанных рынков с тем, чтобы не создавать переизбытка или недостатка тех или иных товарных групп, видов услуг;

– по каждому региону (где это возможно) следует определить и постоянно корректировать конкурентные преимущества или отличия, которые позволили бы распределить определенные виды производств по тем или иным регионам. Например, автопроизводители и производители авто-компонентов уже нашли ключевые для себя регионы – это Петербург, Калужская область, Тольятти, Набережные Челны, следовательно в других регионах данная отрасль развиваться может только по остаточному принципу.