rss twitter facebook youtube instagram

Порталом HUBPROM был проведен опрос 26 корпораций развития регионов и 62 индустриальных парков

Порталом HUBPROM был проведен опрос 26 корпораций развития регионов и 62 индустриальных парков
05 • 02 • 2014 | Россия
Автор: Hubprom.ru

Основные темы опроса: господдержка, резидентная и инвестиционная политика индустриальных парков

Порталом HUBPROM был проведен опрос 26 корпораций развития регионов и 62 индустриальных парков по широкому кругу вопросов. Вопросы сгруппированы по следующим тематикам:

– государственная поддержка индустриальных парков,

– резидентная и инвестиционная политика корпораций развития и индустриальных парков,

– набор услуг управляющих компаний индустриальных парков.

Опрос проведен по следующим группам:

– Корпорации развития регионов или исполняющие их функцию инвестиционные министерства и агентства регионов. Во многих регионах, несмотря на наличие действующих индустриальных парков, всю операционную деятельность выполняют Корпорации развития регионов (в Калужской, Ивановской, Тамбовской, Тверской, Самарской областях и Ставропольском крае);

– Индустриальные парки, имеющие самостоятельные управляющие компании, такие как ИП «Федоровское», Технополис «Химград», ИП «Зеленая роща», ПЛП Новосибирской области и прочие (всего более 60).

Результаты опроса индустриальных парков 

Проблемы финансирования инфраструктуры лидируют в опросе

На вопрос «С какими трудностями сталкиваются сегодня индустриальные парки вашего региона, какие виды поддержки им необходимы?» большинство респондентов из числа руководителей индустриальных парков говорят о нехватке финансовых ресурсов для модернизации и строительства инфраструктуры.

Самая комфортная ситуация складывается у индустриальных парков с бюджетным финансированием, например, в Промышленно-логистическом парке Новосибирской области. Руководитель его пресс-службы, Олеся Гузей: «Инженерно-транспортная инфраструктура на территории парка развивается в соответствии с генеральным планом. Осуществляется поэтапное освоение территории с поэтапным строительством всех объектов инфраструктуры. Основной вопрос, который необходимо решить в следующем году – это вопрос создание дополнительных источников электроснабжения».

Следует отдельно отметить, что в регионах, где законодательная база обеспечивает налоговые льготы по имущественному и земельному налогам, индустриальные парки активней инвестируют в инфраструктуру, переводят земли в категорию промышленных, без опасения, что, не успев привлечь резидентов, уже вынуждены будут платить налоги. Таких регионов, на первый взгляд, много, однако, земельный налог находится в компетенции муниципальных властей, и только в Татарстане, Ростовской, Ульяновской и Липецкой областях он льготируется законодательно.

 

Подбор резидентов

Проблему поиска резидентов для индустриальных парков увязывают с исследованиями рынка и кадровыми проблемами только в тех регионах, где методики вырабатываются давно, например, в Республике Татарстан, где на вопрос: «Проводите ли Вы исследования рынка в регионе…?» ответили профессионально – Дарья Долгова, пресс-секретарь Технополис «Химград»: «Эта работа ведется постоянно. Мы тесно сотрудничаем с рядом профильных министерств и учреждений РТ, которые занимаются продвижением республиканских производителей. Также мы самостоятельно презентуем наших резидентов и их продукцию различным деловым партнерам».

Следует отметить, что в регионах, где проблемы кадрового обеспечения и образовательных программ решают комплексно, таких как Ульяновская область и Татарстан, и у резидентов индустриальных парков  решена проблема подготовки кадров, этим видом расходов в меньшей степени обременяются собственные бюджеты резидентов.

 

«Фишка» – новый тренд

Конкуренция между корпорациями развития и индустриальными парками за новых резидентов переходит в новую фазу. В игру включаются новые «игроки», такие как «Инвестиционный портал Ленинградской области» или Министерство инноваций и инвестиций Московской области. И если для столичных регионов их привлекательность для создания промышленных объектов очевидна – это гигантский рынок сбыта, то для остальных регионов возникает острая потребность в особых конкурентных преимуществах, «фишках», которые позволили бы получить резидентов.

«Фишкой» могут стать специализированные образовательные программы, примером являются Калининград (IT-парк), Татарстан (Ит-парк, Смарт-сити), особые условия финансирования, как ПЛП Новосибирской области, или сложная схема участия резидентов в проекте, как например, в «А Плюс Парке» в том же Татарстане, предусматривающая BTS с отсрочкой платежей.

 

Информационные проблемы

В процессе опроса выявились специфические проблемы информационного обмена, как с корпорациями развития, так и с индустриальными парками:

– многие участники рынка, образованные по команде «сверху», подходят к предоставлению информации формально, не отдавая себе отчета в том, что при наличии на рынке более 200 индустриальных парков различных форматов, «выплывают» те, кто ведет активную информационную политику, дает максимум информации о проекте,

– около 50% респондентов не предоставляют информацию, которая может быть важной для резидента в процессе отбора потенциальных проектов, например, список услуг управляющей компании или наличие свободных мощностей для энергоснабжения.