rss twitter facebook youtube instagram

Заседание Госсовета о повышении инвестиционной привлекательности регионов

Заседание Госсовета о повышении инвестиционной привлекательности регионов
27 • 12 • 2012 | Россия

Для повышения инвестиционной привлекательности регионов планируется создать систему обмена успешным опытом между участниками рынка. Так же необходимо повысить уровень квалификации должностных лиц, ответственных за привлечение инвестиций и провести анализ возможностей федеральных властей влиять на работу с инвесторами в регионах.

В ходе заседания Государственного совета «О повышении инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации и создании благоприятных условий для развития бизнеса»  Владимир Путин рассказал о главных направлениях развития индустриальных парков в России. Главной задачей региональных властей является создание благоприятных условий для работы предпринимателей. По мнению Президента РФ, вектор развития должен оставаться за руководителем региона. Губернатор должен сам находить время для личного общения с инвесторами, а в случае необходимости и назначать ответственного из числа своих заместителей.

Одна из ключевых задач региональной власти – создание хороших условий для работы предпринимателей. На федеральном уровне реализуется национальная предпринимательская инициатива. В сотрудничестве с бизнесом устраняются административные барьеры, совершенствуется законодательство и административные институты. Как утверждают сами представители регионов, существенная часть поступлений от деятельности новых предприятий в их бюджеты не попадает. При этом поток дотаций из федерального бюджета сокращается.

Дополнительно было отмечено, что расходы на создание инфраструктуры и на благоустройство территорий, должны инвестироваться и в человеческий потенциал, в здравоохранение и образование. Если регион привлекателен для жизни, если он притягивает лучшие кадры, талантливых, образованных людей, – сюда потянутся и инвесторы.

Деятельность правоохранительных органов в решении споров хозяйствующих субъектов является недопустимой. Для установления данных фактов Генеральная прокуратура и Следственный комитет должны обеспечить информационное взаимодействие с деловым сообществом. Предлагается также доработать законопроект об Уполномоченном по защите прав бизнеса на этапе его подготовки ко второму чтению.

Субъекты Федерации со своей стороны призваны обеспечить всё необходимое содействие в организации региональных общественных приёмных Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Стандарт создания регионального инвестиционного климата задает лишь базовые минимальные требования. У регионов должны быть стимулы добиваться большего.

Привлечение инвестиций – это приоритетная задача, стоящая перед всеми уровнями власти. Рост инвестиций приводит к созданию новых рабочих мест, инфраструктуры, напрямую влияет на уровень и качество жизни граждан. Вместе с Агентством стратегических инициатив, институтами развития, представителями Минэкономразвития, Минфина, Минрегиона, а также руководителями субъектов и крупнейшими консалтинговыми компаниями было проанализировано состояние инвестиционного климата в Российской Федерации.

В будущем планируется на основе этого анализа создать меры и систему стимулов, которые направлены на повышение привлекательности регионов для инвестиций. В настоящий момент есть четыре ключевые проблемы в области инвестиционного климата: административные барьеры, ограниченный кадровый потенциал, низкая эффективность региональных органов власти и местного самоуправления, а также нехватка финансовых ресурсов для создания инвестиционной инфраструктуры и развития бизнеса.

Новые меры планируется внедрить до 2018 года, они будут направлены на исполнение Указа Президента от 7 мая 2012 года №596 «О долгосрочной государственной экономической политике». Меры по созданию в регионах благоприятных условий для бизнеса могут быть условно поделены на две группы. Первая группа включает меры по улучшению инвестиционного климата, вторая – внедрение стимулов для всех участников инвестиционного процесса.

Важным элементом является повышение эффективности деятельности органов власти субъектов Российской Федерации по трём основным направлениям.

Первое – это изучение успешных и неудачных практик других регионов. В настоящее время, по сути, не существует системы обмена лучшими практиками. Предполагается, что восполнить пробел может региональный инвестиционный стандарт.

Второе – повышение уровня квалификации должностных лиц, ответственных за привлечение инвестиций. Необходимо организовать федеральный центр компетенций с соответствующими образовательными программами. Обучение рядовых сотрудников исполнительной власти нужно организовать на региональном уровне.

Третье – проведение анализа объема полномочий федеральных ведомств в регионах в отношении ведения предпринимательской деятельности. На основе этого анализа нужно подготовить предложения по передаче некоторых полномочий в субъекты, а также по совершенствованию того, как эти полномочия реализуются.

В прошлом году в Россию поступило почти 56 миллиардов прямых иностранных инвестиций, и в этом году запланировано получить порядка 60 миллиардов. В прошлом году Россия заняла 9-е место среди 20 ведущих стран по объёму привлечённых за год прямых иностранных инвестиций. И это с учётом общей тенденции оттока инвестиций из развивающихся рынков из-за долгового кризиса в Европе. Без учёта данного фактора за пять лет Россия привлекла 263 миллиарда прямых иностранных инвестиций. Это шестой результат в мире и второй после Китая среди стран БРИКС.

По двум из четырёх ключевых факторов, влияющих на объём привлечения инвестиций, Россия занимает лидирующие позиции. По макроэкономической ситуации в рейтинге финансовой стабильности, по версии «Фанейшнл таймс», Россия занимает второе место среди стран «двадцатки», по потенциалу внутреннего рынка – седьмое место из 140 стран по индикатору глобальной конкурентоспособности в рейтинге Всемирного экономического форума.

В то же время по двум другим факторам страна отстает. По уровню развития инфраструктуры Россия занимает 47-е место в мире. И самое главное, по состоянию институтов, то есть правил, по которым работает бизнес, место во второй сотне, по разным рейтингам. Например, 133-е место из 140 стран – в рейтинге Всемирного экономического форума.

Успешный пример Калужской области, в которой реализуется около 650 инвестиционных проектов во всех отраслях экономики. Приток инвестиций за девять месяцев текущего года составил почти 80 миллиардов рублей, и ожидается, что по итогам года эта цифра превысит 100 миллиардов рублей. Более 70 проектов реализуется на территории девяти индустриальных парков, их площадь составляет уже более 5,5 тысяч гектаров, в том числе на территории одного из них формируется крупный логистический комплекс, который существенно поможет разгрузить Москву от грузового транспорта.

Безусловно, инвестиционная привлекательность напрямую связана с идеей борьбы с так называемой оффшорной экономикой. Эффективным средством в борьбе с оффшорами является уплата налога по месту производства товара либо услуги. Это и наполнение муниципальных и региональных бюджетов, это реальный механизм борьбы с оффшорной экономикой.

В завершение следует отметить, что условия, которые создаются внутри страны для привлечения прямых инвестиций, должны быть основной задачей для всех уровней власти. Ориентация на рост ВРП, при определении качества и эффективности работы региональных команд является в данном случае объективным показателем контроля работы. Дальнейшему улучшению инвестиционного климата в стране может поспособствовать совершенствование законодательства о техническом регулировании, которое пока содержит избыток барьеров для согласования инвестиционных проектов. Также необходима ускоренная модернизация транспортной инфраструктуры, прежде всего автомобильных и железных дорог, а также развитие межрегиональной авиации.

Hubprom – по материалам стенографического отчета заседания.