rss twitter facebook youtube instagram

Мегапроекты и индустриальные парки - пропорции федерального финансирования

Мегапроекты и индустриальные парки - пропорции федерального финансирования
10 • 06 • 2014 | Россия
Автор: Hubprom

Более 340 моногородов получат в 2014 году не более 15 млрд рублей, а на инфраструктуру в индустриальных парках выделят не более 54 млрд за 6 лет

Правительство увеличило с 40 до 60% лимит средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), которые могут пойти на инфраструктурные проекты. По состоянию на 1 января 2014 года объем ФНБ составлял 2,9 трлн руб. Таким образом, на инфраструктурные проекты с учетом общей квоты может быть потрачено более 1,740 трлн руб. Пока средства из ФНБ в сумме 300 млрд рублей выделены  на проекты реконструкции БАМа и Транссиба и строительство ЦКАД.

Увеличение лимита трат средств ФНБ, который осенью прошлого года президент Владимир Путин не дал поднять выше 40%, предписано постановлением правительства от 7 июня 2014 года № 522, теперь разрешено выделить еще по 10%  в проекты РФПИ (восточные проекты «Газпрома») и «Росатома», что составит 580 млрд руб. инвестиций. Проработать вопрос использования средств суверенных фондов для поддержки восточного газового проекта президент Владимир Путин поручил 4 июня на заседании президентской комиссии по ТЭК.

Первая очередь строительства газопровода «Сила Сибири» оценивается в 25 млрд долл. (862,5 млрд руб.), профинансировано может быть 40% от проекта — не более 345 млрд руб. Когда эти деньги вернутся обратно, неизвестно.

Помимо указанных выше проектов на средства ФНБ претендуют еще 4 проекта:

Тувинской энергетической промышленной корпорации,

«Росатома»  по строительству АЭС Ханхикиви-1 в Финляндии,

Проект РФПИ  по ликвидации цифрового неравенства  с «Ростелекомом»,

Проект РФПИ  по ликвидации потерь в энергосетях с «Россетями».

На фоне безудержного роста мегапроектов, правительство выбрало лишь 5 моногородов, ситуация в которых выглядит критически для финансирования создания рабочих мест на сумму в 3 млрд рублей. Это - Краснотурьинск в Свердловской области, Юрга – Кемеровская область, Анаш – Чувашия, Чегдомын – Хабаровский край, Надвоицы – Республика Карелия.

Всего на 8 моногородов, находящихся в критической ситуации  выделят не более 5,5 млрд рублей. В половине этих городов будут созданы индустриальные парки, в этих четырёх парках будет создано порядка пяти тысяч рабочих мест в течение трёх лет. В  других четырёх городах будет реализовано 10 альтернативных проектов с созданием 4,5 тысячи рабочих мест.

Основные 4 модели модернизации кризисных моногородов

1 модель  -  крупное градообразующее предприятие выходит на выпуск другой продукции, то есть происходит глубокая модернизация этого крупного предприятия.

2 модель  - запускаются альтернативные проекты, два-три средних, которые снижают социальную напряжённость и зависимость от крупного предприятия.

3 модель – самая востребованная модель - создание индустриальных парков,  снижаются риски, если один резидент уходит, другой приходит.

 4 модель - когда нет крупных инвесторов возможно развитие малого и среднего предпринимательства.

Практика показывает, что индустриальные парки могут быстро и эффективно развиваться при государственном стимулировании и государственной поддержке. Основная проблема - недостаточный профессионализм региональных администраций, которые не могут грамотно распределить финансовую, юридическую и предпроектную нагрузку и недостаточное федеральное финансирование. Региональные и муниципальные власти не имеют в своей команде специалистов требуемого уровня. Но именно такой вариант модернизации моногородов наиболее востребован, потому что риски ухода потенциального инвестора снижаются за счет создания инфраструктуры для большого количества резидентов из разных отраслей.

Возможны различные варианты государственной поддержки индустриального парка, в зависимости от уровня привлекательности для инвестора той или иной территории:

1 Вариант  программа-минимум. Это субсидирование процентной ставки по кредитам управляющим компаниям индустриальных парков.

2 Вариант  к субсидированной процентной ставке добавляются субсидии, покрывающие 10% общих инвестиций, вложенных в создание индустриального парка. Таким образом, сумма еще несколько увеличивается.

3 Вариант – программа-максимум. Сумма возмещения (компенсации) затрат инвестора на подключение к энергосетям составляет 75%. И это возмещение (компенсация), которое действительно облегчает жизнь инициаторам создания парка.

Минпромторг считает государственную программу по поддержке индустриальных парков приоритетной. В рабочем варианте программы предполагается выделение 54 млрд рублей до 2020 года, из которых 1 млрд 764 млн – уже в 2014 году. В качестве мер поддержки рассматривается субсидирование процентной ставки по кредитам в размере 90% ставки рефинансирования, а также субсидии субъектам Федерации на создание инфраструктуры.

В свою очередь, и Минэкономразвития предлагает на рассмотрение налоговые льготы резидентам. Сроки пока не определены, но скорей всего на вооружение будет взята американская система TIF (Tax Increment Financing), так называемый механизм отложенных платежей.

Иными словами, как только компания (инвестор) выходит на самоокупаемость, так вступает в действие нормативная база. Юридическая основа для использования механизма отложенных платежей уже прорабатывается.

Очевидно, что пример Калужской, Липецкой, Ульяновской областей, Санкт-Петербурга и Татарстана, во многом, обусловлен наличием в них развивающихся с 2010 года Особыми Экономическими Зонами, инвестиции в которые составили 60 млрд рублей только в 2013 году, или исключительными формами бюджетного финансирования инфраструктуры, а клонирование этого опыта – единственный  выход, как для российских моногородов, так и для регионов, не являющихся донорами федерального бюджета.