rss twitter facebook youtube instagram

Перспективы промышленного развития Москвы и Московской области

Перспективы промышленного развития Москвы и Московской области
09 • 04 • 2014 | Россия
Мнение эксперта

Интервью портала Hubprom.ru с Максимом Перовым, профессором МААМ, членом правления Союза Архитекторов России

Как вы оцениваете возможности по реорганизации промзон Москвы при отсутствии утвержденного Генплана города Москвы?

По моему мнению, любой план реорганизации или проект планировки той или иной промзоны вне утвержденного генплана города остается лишь концепцией. Только утвержденный генплан, в рамках которого появляется территориальная схема реорганизации промзоны, позволяет говорить о реалистичных планах. Той экономики, для которой создавались промзоны Москвы больше не существует, следовательно, их все надо менять, при этом, не позволяя их застраивать жильем.

 

Как бы вы охарактеризовали планы правительства Москвы по реконструкции промзоны ЗИЛа, чем эта промзона отличается от остальных промзон города?

Это приоритетный проект, с внятной концепцией, где нашли себе место и объекты социальной инфраструктуры, и жилые кварталы и промышленность. В отличие от прочих промзон, таких как промзоны Южный Порт или Грайвороново, земля ЗИЛа принадлежит городу, что позволяет с оптимизмом смотреть на перспективы ее развития. Территориальные схемы Южного Порта и прочих московских промзон, с большой вероятностью, будут в дальнейшем меняться. По сути, проект ЗИЛа, на данном этапе, является пилотным проектом, опыт развития которого будет использован для реновации других крупных промзон города. В то же время, проект уникален и «клонировать» его на территории других промзон Москвы не получится.

 

Как вы оцениваете перспективы развития промышленности в Москве? Может ли современная промышленность обеспечить декларируемое правительством Москвы создание рабочих мест?

Традиционная промышленность в Москве никакой перспективы не имеет в силу того, что себестоимость работы промпредприятия в Москве примерно в 2-2,5 раза выше, чем в Калуге. Соответственно, в Москве может развиваться только промышленность, которая не может развиваться в Калуге. Например, высокотехнологичный оборонный комплекс. Из этого следует, что только оборонные и наукоемкие предприятия, такие как завод Хруничева, не могут быть перенесены из Москвы.

Кроме того, рабочих мест на современных производственных предприятиях создается немного, по определению, а себестоимость создания современного рабочего мест превышает 20 тысяч долларов. Хотим мы того или нет, постиндустриальное общество не создает производственных предприятий с большим количеством рабочих мест. Тезис о создании большого количества рабочих мест, на территории реконструируемых промзон, пока никак не обоснован.

 

Какие же виды производственных предприятий, кроме, финансируемых из бюджета, оборонных, могут быть созданы в Москве?

Правительство Москвы идет по классическому пути создания технопарков, бизнес-инкубаторов и прочих наукоемких проектов. Как минимум еще 5 технопарков, помимо технопарка «Москва», будут созданы. Направление выбрано правильное, но пока неопределенностей здесь больше, чем хотелось бы, так как, с одной стороны, город не позволяет застроить промзоны жильем, чего так хотели бы девелоперы, с другой стороны, помимо жилья не так много вариантов застройки таких обширных территорий.

Перспективные идеи пока находятся в стадии проработки. Одной из таких идей может стать проект бизнес-платформ, в рамках которых совмещается офисное пространство и логистический центр. Возможно, такой проект будет реализован в Новой Москве.

 

Может ли Московская область послужить плацдармом для развития промышленности, как вы оцениваете ее потенциал?

Московская область к этому пока не готова, пока что руководство области зафиксировало продолжение политики максимизации земельной ренты, от чего Москва уже 3 года как отказалась. Приостановлен проект по стратегии развития Московской области, вокруг МКАД возводится будущий «маргинальный» пояс панельных «фавел».

Пока я не слышал о внятной промышленной политике, предъявленной Московской областью. Область не умеет работать со схемой развития Московского транспортного узла, проект которого согласован на всех уровнях. Все осложняется тем, что область не имеет средств для развития собственных инфраструктурных проектов, а также тем, что схема территориального планирования в области с Москвой никак не связана, а муниципальные власти в районах не согласуют свои проекты планировок в  Мособлархитектуре, пользуясь в полном объеме  своими полномочиями в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и ФЗ-131.

 

Как вы можете прокомментировать идею о развитии промышленности вокруг планируемого ЦКАДа?

Сомнительна сама идея превратить транзитную магистраль в этакий «тороид», наполненный промышленностью и логистикой, экономическая целесообразность подобной конструкции не просчитана. В мире таких конструкций еще не возникало. Я могу себе представить какие-то локальные очаги с производственными центрами, возможно ряд логистических центров, не более того.

 

Как вы относитесь к самостоятельному развитию Московской области, в отрыве от схем территориального планирования Москвы?

Самостоятельное развитие области без учета интересов Москвы невозможно, нигде в мире, в аналогичных столичных агломерациях этого не допускают, ни в Париже, ни в Берлине, ни в Нью-Йорке, нигде нет двуглавого управления. Земли Бранденбург, Иль-Де-Франс присоединены к столицам, в Мумбае и в Шанхае введено централизованное управление. При этом следует учитывать, что Московская область фактически разбита на земли муниципалитетов, контроль над деятельностью которых затруднен. Комиссия по совместному развитию практически не работает и работать не будет, потому что нет возможности заставить муниципалитеты (руководителей районов) выполнять ее решения.