rss twitter facebook youtube instagram

Реконструкция промзон Москвы – взгляд в будущее

Реконструкция промзон Москвы – взгляд в будущее
06 • 04 • 2014 | Россия
Мнение эксперта

Интервью портала Hubprom.ru с Алексеем Гинзбургом, профессором МААМ, руководителем архитектурной мастерской «Гинзбург Архитектс»

Принимаете ли Вы участие в проектах реконструкции промзон Москвы, инициированных московским правительством? Какие проекты Вами разрабатывались?

Мы не принимали участия в проектах Большого Сити или ЗИЛа, но у нас был опыт участия в других конкурсах. Стоит говорить о том, что такое проект реконструкции промышленной зоны. Это проект ее реновации с сохранением или частичным сохранением первоначальной функции, либо ее превращении во что-то функционально другое, т.е. мы говорим о проекте, по которому принято решение и есть документы, регламентирующие вывод промышленного предприятия на другие территории. Выпущен градостроительный план земельного участка, предусматривающий полное изменение функционального назначения.
Нам приходилось принимать участие и в первом варианте, и во втором. В первом случае в меньшей степени, потому что проектированием промышленных территорий занимаются профильные проектные институты.
Мы участвовали в конкурсе проекта на территории Нагатинской поймы, соседней с территорией ЗИЛа. В нашем случае заказчиком была частная компания, владеющая участком, не превышающем 40 га, где изначальная промышленная составляющая «ушла», речь шла об офисном центре и технопарке, а также о комплексной жилой застройке, с элементами офисов и социальной инфраструктурой. Все это рассматривалось как единый комплекс зданий.
Кроме того, мы консультационно участвовали в проекте реконструкции сахарорафинадного завода на Мантулинской , где произошло изменение статуса площадки с промышленной на жилую, концепцию которой создала голландская архитектурная компания. Основная сложность данного проекта в соседстве с Сити. Увязка с Сити требует решения целого комплекса вопросов, от расширения проезда и сноса домов, которые препятствуют этому расширению, до переселения людей в этом квартале, и, естественно, вопросы связанные с реконструкцией инженерной инфраструктуры.

 Какие зоны в Москве можно определить как потенциально пригодные для промышленного развития?

Мне кажется, что внутри крупного города, такого как Москва, устройство предприятий на основе старых площадок очень проблематично, потому что старые промышленные площадки в городе возникали, когда город был на порядок меньше. Город поглотил эти периферийные территории, на которых размещались  предприятия, вследствие  чего промплощадки оказывались в его центре, вовлекались в другие процессы, превращались в офисы и лофты.  Увеличивалась стоимость земли, возрастали налоги, что делало и делает нерентабельным использование промплощадок в качестве производственных предприятий.

Единственный выход – это перепрофилирование подобных предприятий в технопарки с использованием наукоемких технологий, мобильных, способных к перемещению и перепрофилированию. В любом случае, чтобы избежать ошибок, по всем крупным промышленным площадкам на территории Москвы должны проводиться конкурсы (возможно, международные), привлекаться урбанисты, экономисты, экономические географы, социологи. Аналогом может служить конкурс по Большой Москве, в котором участвовали международные команды и очень по-разному формулировали концепции развития региона, с учетом потенциально различных точек роста.

Оптимальным с точки зрения стоимости земли, логистики и поставок материалов, ресурсов и продукции является размещение промышленных предприятий в районе ЦКАД или на радиальных направлениях.

Какая судьба, по вашему мнению, ждет такую промышленную зону, как Грайвороново или аналогичные ей большие промышленные агломерации, распложенные ближе к окраинам Москвы?

Концепцию нельзя создать в дружеской беседе, но с большой вероятностью, судьба Грайвороново будет схожа с ЗИЛом, часть площадей в этой промзоне пригодна для жилой застройки, значительная часть может стать технопарком. Мы сталкивались с такими примерами во Франции, где, на небольшой по российским меркам территории расположено более 70 технопарков. Для создания симбиоза наукоемких и небольших мобильных промышленных производств лучше всего идеологически подходят технопарки.

Насколько необходима реконструкция инфраструктуры в реконструируемых промышленных зонах?

Главное – это улично-дорожная сеть, потребности в остальной инфраструктуре, как для жилой застройки, так и для промышленных объектов, настолько возросли за последние годы, что реконструировать необходимо инфраструктуру не только реконструируемой промзоны, но и прилегающих к ней спальных районов. Для частных девелоперов это проблематично, в связи с большими масштабами инвестиций, следовательно,  эти задачи может реализовать только правительство города. В мировой практике программы комплексного развития территорий на этапе развития инфраструктуры реализуются государственными структурами.

Какие урбанистические идеи и тенденции используются сегодня правительством Москвы в части реконструкции промышленных территорий?

Первая тенденция – создание альтернативных рабочих мест за пределами центральной части Москвы, с параллельным сокращением рабочих мест в центре.

Вторая тенденция – максимальный упор на развитие транспортной инфраструктуры, особенно, общественного транспорта.

Третья тенденция – освоение общественных территорий, таких как парки и набережные.

Каково Ваше отношение к промышленной застройке в ТИНАО, каковы перспективные форматы создания промышленных парков в Новой Москве?

С точки зрения урбанистической все территории ТИНАО пригодны для развития промышленности, важна привязка их к инфраструктуре, как транспортной, так и инженерной. Готов поверить в устройство промышленных территорий в средней и дальней части округа, однако, экономическая целесообразность создания промышленных зон в ТИНАО, как с точки зрения налогообложения, так и прочих стоимостных характеристик, не очевидна.

Нужна ли Москве и Московской области промышленность вообще, учитывая высокую стоимость как рабочей силы, так и высокую себестоимость создания промышленного предприятия в регионе по сравнению с соседними областями?

Мне представляется, что обоснованным экономически в таких условиях может быть только производство продукции дорогой и высокого качества, к тому же, мелкосерийной, т.е. те виды продукции, которые в Москве, безусловно, находят сбыт, и на себестоимости которых в меньшей степени сказывается дороговизна «входного билета».

Hubprom.ru